Вебинары Разобраться в IT Реферальная программа
Программирование Аналитика Дизайн Маркетинг Управление проектами
29 Мар 2022
14 мин
581

Как банковская служащая в 32 года с нуля перешла в IT и в 40 открыла свою компанию по разработке онлайн-игр

Совет от героини: сделайте первый шаг, дальше будет проще; учитесь и идите вперед.

Яни Тернова в 32 года ушла из банка и переехала в другую страну, где ее диплом и опыт оказались бесполезны. Она начала подрабатывать контент-менеджером простеньких сайтов и играть в онлайн-игры, чтобы отвлечься, а через несколько лет открыла компанию по их разработке. Сейчас Яни управляет командой из пятидесяти четырех человек и работает на весь мир. О том, как начался ее путь в IT, как ей удалось добиться успеха и с какими сложностями пришлось столкнуться, рассказывает сама героиня.

Яни Тернова — основатель компании по разработке онлайн-игр

Я окончила Киевский национальный торгово-экономический университет и долгое время работала в банках. На первом рабочем месте нужно было привлекать клиентов, и это занятие мне не нравилось: много стресса, всё казалось непонятным. Я перешла в бэк-офис: документы, компьютер и минимум общения — казалось, это то, что нужно.

Мне всё нравилось. Работа радовала, руководители были замечательные. Несмотря на то что рабочий день начинался в девять утра и заканчивался в шесть вечера, мне разрешили трудиться с семи до четырех, потому что так мне было удобнее. Я обожала свою работу и, если бы не обстоятельства, вряд ли решила ее поменять.

В 2013 году, когда мне было тридцать два, по семейным обстоятельствам я вынужденно переехала с Украины в Латвию. В другой стране мой диплом оказался бесполезен. Нужно было или учиться полтора года, чтобы его подтвердить, или идти на работу, которая не требовала квалификации. Я выбрала первое: летом подала документы, а зимой должна была начать учиться.

Первый опыт удаленки: как я наполняла сайты и впервые в жизни столкнулась с выгоранием

Обучение стоило дорого, поэтому сначала нужно было на него накопить. Один знакомый, бывший клиент банка, порекомендовал меня своему приятелю. Тот предложил довольно простую работу, которую я могла выполнять дома: наполнять сайты. Я писала тексты и делала разную мелочь: меняла цвет кнопок, добавляла картинки. Меня не критиковали, а давали советы и во всём помогали.

Я проработала всё лето и оценила преимущества удаленки. К сентябрю поняла, что больше не хочу в офис и решила забить на учебу ради диплома. Через несколько месяцев мне предложили поработать на сайте уровнем выше, и в качестве контент-менеджера я попала на огромный портал. Да, пока не совсем IT, но это был крутой опыт и старт.

Первый месяц оказался сложным: нужно было изучить четыре разные админки и научиться обрабатывать кучу информации. Сначала голова шла кругом, но потом я поняла, как всё оптимизировать и упростить: расписала все задачи в гугл-календаре, отсортировала их для удобства по цветам и сделала так, чтобы один час я работала в одной админке, следующий — во второй и так далее. В результате мне не приходилось «прыгать» между разными системами управления и всё встало на свои места. Работа нравилась, но позже я почувствовала, что перегорела: меня всё раздражало, была полная апатия.

Первая ступень в IT: как из обычного геймера я стала модератором мобильных игр

В 2014 году я стала играть в онлайн-игры, чтобы отвлечься от работы и перезагрузиться. Дома ворчали: семье не нравилось мое новое увлечение, но со временем все поняли, что игра для меня — расслабление. Так я обретаю равновесие.

Начала я с простой мобильной игры на logist.mobi («Дорога к успеху»), в которой нужно было перевозить груз из одной точки в другую. Там был чат, где игроки общались и, как и положено пользователям, критиковали администраторов. Неожиданно для себя я завоевала доверие и авторитет среди пользователей. Например, если заявляла, что не буду заходить в игру неделю, потому что админ в чём-то неправ, то многие меня поддерживали и тоже устраивали бойкот. Админ злился и грозил баном, но я продолжала ставить свои условия, и за мной подтягивались остальные.

Сейчас игра уже непопулярна и чат полуживой, но в мое время там было жарко

Однажды на сервере случился сбой: игра «сломалась», а единственный ее администратор в тот день отсутствовал, у него была свадьба. Хотя я часто вредничала и ставила админу палки в колёса, поняла, что в этой ситуации панику сеять некрасиво. Я полночи успокаивала игроков, убеждала их, что ничего страшного не произошло. Только утром, когда сервер подняли, покинула свой «пост» и ушла спать. Когда снова зашла в чат, то увидела, что пишу зеленым, как модератор. Решила: ошибка. Написала админу, а он рассмеялся и сказал, что теперь я на его «стороне». Так я стала модератором.

Поначалу это было волонтерство: за работу, которая занимала пару часов в день, не платили. Но мне нравилось, и это стало моей первой ступенькой в IT.

Первая должность в IT-компании: как из модератора я выросла до комьюнити-менеджера

Я уставала от работы, быта и модерации, мне нужно было место, где я могла разрядиться: повредничать и спокойно поболтать. В какой-то момент я увлеклась танковой онлайн-игрой — не мобильной, а уже на ПК. Влилась в игровое сообщество, начала общаться в чате с игроками и быстро нашла общий язык с модераторами. Они пригласили меня к себе, и, немного поколебавшись, я согласилась. Так я попала в команду крупного игрового проекта.

Превая танковая игра от Mail.ru

Скриншот — из Ground Tanks War. Это была первая в своем роде классическая танковая игра от Mail.ru

Работа занимала три — четыре часа в день и всё еще не оплачивалась. В мои обязанности входило:

  • приглядывать за чатом,
  • помогать новичкам советами,
  • писать гайды и наполнять форум полезными темами,
  • поддерживать позитивное настроение игроков.

Мне всё нравилось, особенно общаться с разработчиками, вникать в ту сторону создания игр, которая не всем доступна. Но тогда у меня был сложный период в жизни: я понимала, нужно что-то менять, но не знала, что именно. Ребята из команды, в которой я работала, предположили, что мне подойдет программирование. Предложили изучать Python и даже оплатили курсы, хотя я по-прежнему была модератором без оплаты.

Курсы были англоязычные. Хотя я неплохо знала язык и слушала лекции по нескольку раз, но ничего толком не понимала. Коллеги поняли мои страдания, но оценили старательность и предложили присмотреться к работе комьюнити-менеджера. Я начала вникать и поняла, что это подходит мне гораздо больше.

Программирование я постепенно забросила и уже в конце 2015 года стала полноценным комьюнити-менеджером в большом игровом проекте. С зарплатой. И команда, и руководство поддерживали меня, помогали адаптироваться. Компания оплатила обучение: я прошла курс на сайте Coursera о построении команды. Кстати, хотя Python мне напрямую не пригодился, я могла, например, поддержать разговор с программистами.

Что нужно знать и уметь, чтобы стать комьюнити-менеджером в компании, которая занимается разработкой игр

Первое, чему я научилась, — заполнять разнообразные отчеты и собирать аналитику. Что влияет на охват? Почему пользователи реагируют на ту или иную публикацию лучше или хуже? Затем я вникала, как формировать команды модераторов, креаторов и блогеров. Разбиралась, как проводить конкурсы и квесты, вести соцсети, мониторить мнения и запросы, поддерживать позитивный настрой в комьюнити (сообществе).

Комьюнити-менеджер — это человек-осьминожка: здесь кормит, там успокаивает, тут рисует или еще что-то делает. Поэтому важно не бояться общения и иметь крепкую психику.

Вот что мне помогло из модератора стать комьюнити-менеджером:

  • Спокойно и бесконфликтно сглаживала острые ситуации.
  • Находила общий язык даже с самыми неприятными или агрессивно настроенными пользователями. Это было сложно, но мое внутреннее равновесие помогало.
  • Умела заводить и поддерживать знакомства.
  • Сохраняла холодную голову в критических ситуациях.
  • Могла легко что-нибудь организовать.
  • Слегка разбиралась в аналитике.
  • И самое важное — никогда не теряла чувства юмора.

Когда на встрече или в чате все начинают ругаться, важно уметь переключать общий настрой с агрессии на позитив. В качестве такого «переключателя» я использовала юмор. Если это была онлайн-встреча, я могла сказать что-нибудь необычное (например, «мур-р-р») — и от неожиданности все замолкали, а потом начинали смеяться. А если общались в чате, то кидала смешную картинку или придумывала шутку, которая моментально меняла настроение.

Вверх по карьерной лестнице в IT: как я стала бизнес-менеджером

Проект был потрясающим, мне всё очень нравилось. Спустя время команда поменялась — и меня забрали в другую игру. И тут мой руководитель говорит: «Быть комьюнити-менеджером — круто, но нужно расти дальше». Следующая ступень, которую я могла занять в этой сфере, — стать бизнес-менеджером. Но я ныла, что старая и учиться больше не могу.

Однажды руководитель назначил встречу с инвесторами, на которую позвал меня в качестве бизнес-менеджера: тот проект я хорошо изучила и знала о нем намного больше, чем комьюнити-менеджер. На встречу руководитель не пришел, и я провела ее одна. Да, это был стресс, но всё прошло успешно. В итоге я решила вникнуть в эту профессию — так пришло время снова расти.

Кто такой бизнес-менеджер

Бизнес-менеджер — это человек, от которого зависит развитие компании. Именно он выбирает интересные и приоритетные направления и то, как будут развиваться отношения с партнерами.

Что он делает:

  • исследует рынок и конкурентов;
  • мониторит тренды в отраслях компании;
  • определяет новые возможности;
  • совершенствует продукт;
  • взаимодействует с инвесторами, партнерами и командой.
Танковая игра от разработчика Digital Universe

Скриншот из игры ExoTanks, которую создала компания Digital Universe, где я работала бизнес-менеджером.

Я начала читать книги о менеджменте и мастерстве продавать. Советовалась с коллегами, слушала лекции о построении бизнес-процессов и управлении проектами.

Многое для понимания мне дали четыре книги:

  • The Remains of the Day («На исходе дня»), автор Кадзуо Исигуро;
  • The End of Power: From Boardrooms to Battlefields and Churches to States, Why Being in Charge Isn’t What It Used to Be («Конец власти. От залов заседаний до полей сражений, от церкви до государства. Почему управлять сегодня нужно иначе»), автор Мойзес Наим;
  • The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail («Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании»), автор Клейтон Кристенсен;
  • Seeing the Forest for the Trees: A Manager’s Guide to Applying Systems Thinking («Системное мышление для руководителей. Практика решения бизнес-проблем»), автор Деннис Шервуд.

Какие навыки пригодятся, чтобы стать бизнес-менеджером

Мне было проще выстраивать отношения с инвесторами и партнерами, потому что я легко нахожу общий язык с людьми. Умею их слышать, а они — слышат меня. Научилась этому будучи модератором и комьюнити-менеджером, и это самый главный навык, который мне пригодился.

Важно уметь анализировать. Именно от решения бизнес-менеджера зависит, пойдет ли компания успешным путем, прислушаются ли к очередной идее руководители. Еще я точно знаю, что нельзя бояться. Поначалу страх меня сковывал, и это мешало. Однажды я проводила встречу с важным заказчиком из крупной американской компании. Растерявшись, я сперва забыла всё, о чём хотела сказать: клиент меня о чём-то спрашивает — а я просто смотрю на него и молчу. Он всё понял и начал просто со мной «болтать»: расспрашивать меня о городе и т. д. Тогда меня отпустило, я пришла в себя и провела встречу, как было запланировано.

Мои первые обязанности и трудности

Мне поручили найти перспективное направление для компании. Около месяца я обдумывала идею и выстраивала стратегию. Потом сделала презентацию и успешно защитила ее перед руководителем. Ему понравилась моя идея, мы позвали команду — и всё согласовали.

Еще я составляла отчеты и общалась с партнерами. С последним были трудности: я волновалась и не понимала, как правильно выстраивать диалог с теми, с кем хочу работать. Первые деловые встречи были стрессовыми. Тогда я еще плохо говорила на английском, и присутствие переводчика мне мешало. Потом я подтянула разговорный язык, перестала нервничать и постепенно всё наладилось.

Как я открыла свою студию

С 2019 года я начала работать бизнес-менеджером, а в 2021-м решила, что хочу расти дальше. Руководитель посоветовал создать аутсорс-компанию. Я, как обычно, боялась, но доверилась ему, потому что он всегда подсказывал мне верную дорогу. Открыла небольшую студию по разработке онлайн-игр, а через пару месяцев в моей команде было 32 человека. Мы создаем игры, 2D и 3D, занимаемся их портированием, то есть можем любой проект перенести с одной платформы на другую. Например, ПК-игры адаптируем под мобильные устройства или игровые консоли.

Самым сложным было самостоятельно найти первый заказ, не прося ни у кого помощи. А потом найти сотрудников, которые выполнят его качественно. На старте помог мой руководитель, с которым мы до сих пор общаемся — уже дружески. Он дал руководителя из своей компании, чтобы тот вместе со мной сформировал команду и проконтролировал первый месяц ее работы.

Катаны для шутера, разработанные студией Snow Games

Разработка студии Snow Games: пример оружия для шутера

Пример того, что мы делаем в студии: 3D-модели катан для «шутера», с ними игроки будут бегать и искать врагов.

Еще очень трудно было отказывать на собеседованиях. Я сразу понимала, сможет ли человек работать в моей команде или нет, и знала, что к интуиции нужно прислушиваться. Однажды я рискнула взять сотрудника вопреки своему чутью, в итоге он не выполнил то, что должен был, и мы с ним попрощались. Теперь я вдумчиво выбираю персонал.

А вот с разработчиками мне повезло. Когда я открыла студию, мне написали ребята, с которыми я прежде работала, и предложили сотрудничать. Я знала их не первый год и была в них уверена. Сложнее набирать художников и моделлеров (тех, кто делает изображения объемными): на рынке их много, но выбрать тех, кто нужен, — та еще задача.

Арт с 3D-машиной от Snow Game Studio

Работа наших художников и моделлеров: арт с 3D-машиной для одной из игр

Какое-то время мы спокойно работали, а потом я поняла, что нужно развиваться: делать сайт и давать рекламу. Сейчас мы растем и начинаем инвестировать в небольшие проекты. Работаем на весь мир: с Канадой, Норвегией, США и другими крупными странами.

Оценка пути и советы тем, кто находится в его начале

Я боялась ступить на новую дорогу каждый раз, но рядом находились те, кто поддерживал. Теперь я понимаю, что нужно учиться и всегда идти только вперед. И знаю наверняка, что возраст не помеха: в сорок лет всё только начинается. В моей команде есть женщины — художницы и программисты, — которые пришли в профессию после тридцати пяти и даже сорока пяти лет. Это их первый опыт работы, но они крутые — лучшие работники.

Например, одной женщине, программисту на C++, за сорок. Она меняла работу в тридцать восемь, боялась и паниковала, но за пару лет выросла до лида. Ее упорству можно позавидовать.

Тем, кто только начинает путь в IT, особенно будущим менеджерам и руководителям, хочу посоветовать:

  • Не бояться. Развиваться — значит познавать новое вопреки страху, сопротивлению. Научиться тому, что сперва кажется слишком сложным — это всегда значит преодолеть себя и свой страх. Почти как прыгнуть с парашютом, боясь высоты.
  • Не думать: раз вы «начальник», то остальные вам должны. Руководитель всегда часть команды. Только умение слышать друг друга помогает создавать успешные проекты и бизнес.
  • Понимать, что руководитель не только руководит. Напротив, часто он трудится больше всех, так как ему нужно обеспечить работой каждого члена команды.
  • Контролировать мягко. Нельзя повышать голос, это табу.

Как я организовала работу и быт на удаленке

С тех пор как я начала наполнять сайты в 2014 году, работаю только удаленно и об офисе даже не думаю. Вся моя команда тоже на удаленке. У нас свой формат и экосистема: удаленные машины и собственные сервера. График зависит от часового пояса того клиента, которым занимается команда. Бывает, что начало рабочего дня сдвигается на 18:00. Мы очень гибкие.

Главное в удаленной работе — четко следовать графику. Свои трудовые будни я расписала в календаре и стараюсь придерживаться плана, потому что нагонять потом сложно. Нельзя допускать, например, внезапных перерывов на кофе, иначе работа будет круглосуточной.

Мой примерный рабочий день:

В 6:00 я просыпаюсь.

В 7:00 включаю компьютер. Сразу читаю письма и смотрю, что у нас произошло за ночь.

В 8:00 ставлю задачи команде. Совещания у нас по понедельникам, но проверяю и корректирую поставленные задачи я каждый день.

В 9:00 у меня урок английского. Я всё еще улучшаю свое произношение.

С 10:00 начинаются встречи. Обычно я провожу их каждые полчаса.

До 13:00 обед. Хотя в это время мы часто что-то обсуждаем с командой.

С 14:00 до 17:00 переговоры с инвесторами, заказчиками или партнерами.

С 17:00 до 18:00 я проверяю выполненные задачи и ставлю новые тем ребятам, кто работает в другом часовом поясе.

С 18:00 разбираю почту.

И уже вечером, после 19:00, я сажусь составлять отчет: записываю, что сделала за день и что нужно решить завтра.

Работа — это то место, где я вдохновляюсь. Место, где я учусь, развиваюсь и получаю удовольствие от результата. Конечно, я устаю, но мне важно, чтобы моя команда могла зарабатывать. Хотя работа для меня превыше всего, один из выходных дней я всегда посвящаю родным. И раз в несколько месяцев выкраиваю день только для себя. Обожаю читать книги и путешествовать.

Оглядываясь назад, я понимаю, что прежде мой мир был ограничен и сейчас для меня открыто намного больше возможностей. Раньше, работая в банке, я могла только позавидовать такому заработку и жизни. Сейчас, когда я вижу взрослых женщин, которые только начинают путь в IT, всегда поддерживаю их, помогаю с работой. Знаю, что нужен первый шаг, а дальше будет проще. Главное — стараться.

 

Добавить комментарий