Разберем, как работать с дизайн-системами и почему они такие эффективные.
Дизайн-система — это инструмент, с которым создать интерфейсы можно быстрее. Он структурирует работу и помогает избежать хаоса и повторных ошибок. Представьте дизайн-систему как «рецепт», где каждый компонент — это ингредиент, который можно использовать для создания сложных блюд интерфейсов.
Что такое дизайн-система и зачем она нужна
Дизайн-система — это комплексный набор стандартов, компонентов и инструментов, которые используют, чтобы создать единообразные пользовательские интерфейсы. Она объединяет визуальные элементы, принципы и правила, чтобы обеспечить согласованность в дизайне.
Основные цели дизайн-системы
- Ускоряет работу
Готовые компоненты экономят время на разработку. - Придает интерфейсам общий вид и концепт
Общие правила помогают привести интерфейсы к единому стилю на всех платформах. - Экономит ресурсы
Задачи не дублируются между командами. - Делает UX удобным для пользователя
Интуитивные интерфейсы делают продукт более удобным.
Пример: компания X сократила время разработки на 30%, когда внедрила единую дизайн-систему. До этого команды разрабатывали интерфейсы независимо друг от друга — это приводило к несогласованности и дополнительным издержкам.
Структура дизайн-системы
Когда говорят о структуре дизайн-систем, в основном имеют в виду уровни атомарного дизайна.
Атомарный дизайн — это методология, которую предложил Брэд Фрост. Каждый уровень представляет собой определенный этап сборки интерфейса, который начинается с простейших компонентов (атомов) и заканчивается готовыми страницами.
Уровни атомарного дизайна
- Атомы — базовые элементы интерфейса, которые не делятся на более мелкие части.
- Кнопки.
- Иконки.
- Поля ввода.
- Цвета и шрифты, если рассматривать их как визуальные токены.
- Молекулы — небольшие комбинации атомов, которые выполняют определенные функции.
- Форма поиска, состоит из текстового поля, кнопки и иконки.
- Компонент карточки товара, например текст, изображение и кнопка.
- Организмы — более сложные и независимые компоненты, они состоят из атомов и молекул. Организмы часто используют еще раз в разных частях интерфейса.
- Шапка сайта — логотип, навигация, поле поиска.
- Блок «О нас» или «Контакты».
- Шаблоны — это макеты страниц без конкретного контента. Они демонстрируют структуру и то, как располагаются организмы и молекулы.
- Макет главной страницы.
- Структура карточки товара.
- Страницы — это завершающий уровень атомарного дизайна. Готовые макеты, которые заполнены реальным контентом и отражают конечный вид интерфейса.
- Главная страница с изображениями, текстами и активными элементами.
- Страница категории товаров в интернет-магазине.
Атомарный подход в структуре дизайн-системы дает гибкость, упрощает работу с интерфейсом, а еще помогает сохранять единообразие между разными частями продукта.
Виды дизайн‑систем
Дизайн-системы бывают двух видов: открытые и закрытые.
Открытые дизайн-системы
Такие системы доступны всем. Они созданы для публичного использования, поэтому любой дизайнер или разработчик может их применять и адаптировать под свои задачи. Открытые дизайн-системы отличаются гибкостью и способностью к масштабированию, поэтому они подходят для разных проектов.
Закрытые дизайн-системы
В отличие от открытых, закрытые дизайн-системы разрабатывают специально для отдельных проектов с учетом индивидуальных потребностей. Доступ к ним ограничен, их используют исключительно для внутреннего пользователя. Преимущество закрытых систем — уникальность и высокий уровень защиты.
Дизайн-системы в Figma
Figma — это инструмент для графического проектирования. Нужен для разработки и поддержки единого стиля интерфейсов. Дизайн-система в Figma — структурированный набор правил, рекомендаций, готовых компонентов, стилей и элементов. Он упрощает процесс разработки дизайна и делает его легко масштабируемым.
Изучить Figma, другие инструменты дизайнера и научиться работать с дизайн-системами вы можете на курсе Skypro «Графический дизайнер». Освоите ключевые навыки профессии, создадите продающее портфолио и получите поддержку наставников, которые помогут вам достичь успеха в дизайне.
Компоненты дизайн-систем
Компоненты помогают сделать интерфейсы удобными, понятными и простыми для пользователя. Вот из чего состоит дизайн-система.
Визуальный язык
- Цветовая палитра определяет брендовые цвета, которые используют во всех элементах интерфейса. К примеру, акцентный цвет для кнопок или фона.
- Типографика — шрифты, их размеры и стили. Это помогает сохранить читаемость и эстетику.
- Иконки — пиктограммы, которые упрощают восприятие информации и уменьшают текстовую нагрузку.
Компоненты интерфейса
У интерфейсов есть ключевые компоненты — кнопки для действий, формы для ввода данных и карточки товаров для удобного просмотра и оценки продуктов. Эти элементы помогают пользователю взаимодействовать с системой просто и понятно.
Гайдлайны
Гайдлайны помогают установить единые правила. Это рекомендации по внешнему виду элементов, размещению и функциональности. Еще советы по адаптации дизайна для разных устройств и сценариев. Благодаря гайдлайнам интерфейс выглядит целостным и удобным.
Техническая база
Техническая база — это все необходимые ресурсы для работы команды. Разработчики используют библиотеки, например React, чтобы создавать функциональные и масштабируемые интерфейсы. Дизайнеры работают с инструментами, например Figma, чтобы проектировать и согласовывать макеты.
Преимущества и недостатки
Как у любого инструмента, у дизайн-системы есть свои недостатки и преимущества. Разбираем в таблице.
Преимущества | Недостатки |
Единообразие и консистентность. Дизайн-система улучшает пользовательский опыт и визуальную целостность продукта | Ограничение креативности. Жесткие правила могут сковывать дизайнеров |
Сокращает время разработки. Готовые компоненты делают процесс разработки интерфейсов быстрее | Высокие начальные затраты. Разработка системы требует значительных ресурсов, особенно на первых этапах |
Масштабируемость. Добавлять новые функции и поддержку нескольких платформ легче, чем без дизайн-системы | Нелегко внедрить. Сложно интегрировать в существующий продукт без стандартов |
Принципы и требования к дизайн-системам
У эффективной дизайн-системы, которую создали с учетом всех тонкостей и аспектов, есть несколько ключевых принципов. Они универсальны, их применяют независимо от используемых технологий.
- Единство и согласованность
Все элементы системы создают по единому шаблону, поэтому они гармонично взаимодействуют и сохраняют целостность структуры. Принцип дает возможность создать дизайн, который выглядит цельным и профессиональным. - Независимость
Дизайн-систему можно рассматривать как отдельный модуль проекта, который работает автономно. Она не зависит от других компонентов, и ее можно использовать в разных контекстах. - Многофункциональность
Компоненты системы разработаны так, чтобы их можно было использовать в любых сценариях. Благодаря этому их можно повторно применять в разных проектах. - Удобство
Продукты, которые основаны на дизайн-системе, должны быть доступны для всех пользователей. Их важно адаптировать под разные условия подключения к интернету. - Надежность
Система должна работать стабильно и без сбоев на любых продуктах или платформах. Надежность и минимум ошибок — ключевые задачи при разработке дизайн-системы.
Как создать дизайн-систему
Процесс создания дизайн-системы имеет несколько ключевых этапов.
- Определите конечную цель
Четко сформулируйте, для чего вам система и какие проблемы она должна решить. Это задаст направление работы и поможет определить приоритеты. - Соберите данные
Проведите анализ существующих интерфейсов и их компонентов, чтобы понять, что уже работает, а что нужно улучшить. - Создайте визуальный язык
Разработайте общий стиль и цветовую палитру, шрифты и набор иконок, чтобы дизайн был единым. - Разработайте компоненты
Создайте основные элементы интерфейса: кнопки, формы и карточки. - Задокументируйте правила
Задокументируйте правила и рекомендации, как использовать систему, чтобы она была понятна другим пользователям и ее применяли корректно. - Интегрируйте систему в работу
Внедрите систему в рабочие процессы команды, протестируйте ее в реальных условиях и соберите обратную связь для дальнейших улучшений.
Главное о дизайн-системах
- Дизайн-система — это мощный инструмент, который помогает компаниям расти, оптимизировать процессы и создавать более удобные продукты. С ее помощью можно создавать интерфейсы, которые будут выделять ваш бренд.
- Дизайн-системы работают за счет готовых компонентов. Это экономит время на разработку и придает интерфейсам общий вид и концепцию. Они помогают экономить ресурсы — в командах, которые используют дизайн-системы, не дублируются задачи, а пользовательский опыт удобнее и эффективнее.
- Дизайн-системы бывают открытыми и закрытыми. Открытые доступны для всех и легко адаптируются под разные проекты, они гибкие и масштабируемые. Закрытые нужны для конкретных задач компании. Плюсы – они безопаснее из-за того, что применяются внутри только одной компании.
- В Figma дизайн-системы можно разрабатывать без программирования, там есть готовые компоненты, стили и правила — это делает работу дизайнера проще.
- Фундамент эффективности дизайн-систем — единство и согласованность компонентов, их самодостаточность и возможность использовать снова и снова. Хорошо, когда системы понятны и доступны.
Добавить комментарий